Перевал Строителей

Категорийность — 1Б
Продолжительность маршрута — 8 часов
Длина маршрута — 8.2 км
Набор высоты — 850 м (От Бзерпинского карниза)
Лучшее время – с середины лета до середины осени

Перевал Строителей (другое название — Строитель) находится на высоте 2815 м. Расположен между долинами рек Пслух и Чистая. С севера примыкает вершина Узловое Плечо высотой 3192 м. С юга возвышается Псеашхо Сахарный 3188 м. со своими неприступными северными стенами. На востоке расположен крупный ледник Псеашхо, откуда берёт своё начало река Чистая. Тип склона летом — осыпной, снежно-осыпной.

Описание маршрута

В нашем описании тропа на перевал начинается с Бзерпинского карниза. Слева от вас остается Перевальная Южная, справа — Табунная Северная. Движемся по долине вниз не более 2х км до истока реки Пслух, где сворачиваем направо, в ее долину. Вдали уже виднеется правильной формы пирамидальная вершина Псеашхо Сахарный.

Тропа переходит на левый берег Пслуха и продолжается по нему. Переходим первый приток. Здесь, ниже тропы, есть пара удобный мест для купания. Дойдя до второго притока и посмотрев налево, вы увидете нужный нам перевал и возвышающийся рядом с ним Сахарный Псеашхо.

Перевал Строителей и Псеашхо СахарныйПеревал Строителей и Псеашхо Сахарный

Идем вверх по левому (орфографически) берегу, через какое-то время, где русло раздваивается, переходим на правый берег. В каменистом русле ручья тропа не видна, но на помощь приходят оставленные туристами указатели — турики.

Долина второго притока ПслухаДолина второго притока Пслуха

Горный ручейМесто, где раздваивается ручей

Постепенно, набирая высоту по травянистым и рододендроновым склонам, вы продвигаетесь над водными потоками справа и слева от вас и оказываетесь на дне обширного кара. Справа от вас Ледник Сахарный. Под ним есть небольшое ледниковое озеро, которое становится видно при движении вверх к перевалу по каменным осыпям. До него на высоте 2650 м на вашем пути может встретиться еще одно, но к конце лета и осенью, при засушливой погоде, оно может исчезнуть совсем. Неподалеку — хорошее место для лагеря.

С перевала Строителей вы увидите ледник Псеашхо, питающий реку Чистую. Самый крупный ледник в Краснодарском крае.

Ледник Псеашхо и массив Игольчатый Ледник Псеашхо и массив Игольчатый

Ледник Псеашхо Ледник Псеашхо

На перевал Строителей можно подняться и с другой стороны. Например, через перевал Аишхо по долине Малой Лабы до слияния с рекой Чистой, далее вверх по долине Чистой к перевалу. Этот путь дольше.

Другое название перевала — «Турий», и не даром, ведь этих горных красавцев можно с лёгкостью здесь встретить. Животные находятся в своей естественной среде обитания и поэтому практически не пугливы.

Кавказский турКавказский тур гуляет по перевалу